Подготовка
к форуму
Наши мероприятия
 
Пленарное
заседание
За цивилизованный рынок без подделок и контрафакта
 
Выставка
Перейти к разделу
 
 
Тематические секции
 
Конкурсная программа
 
Участники и партнеры

Новости

Главная » Новости
30.10.2012
Итоги тематической секции «Инноватика. Кадры решают все»

22 октября в Москве в рамках I Международного форума «Антиконтрафакт-2012» состоялась панельная дискуссия «Инноватика. Кадры решают все» о проблемах образования и кадрового обеспечения в области интеллектуальной собственности (ИС) в России. Секция собрала видных представителей российских и зарубежных вузов, имеющих передовой опыт в разработке программ и стандартов по ИС и подготовке специалистов в этой области. Основными темами для обсуждения на секции стали проекты новых изменений в действующие нормативные акты в области подготовки и повышения квалификации кадров в сфере ИС, а также выработка соответствующих рекомендаций. Руководила секцией директор ИМБИП НИУ ИТМО Е. Л. Богданова.

Панельную дискуссию открыло выступление ректора РГАИС, председателя Комитета ТПП РФ по интеллектуальной собственности  И.А. Близнеца (Россия, Москва). Ключевой задачей настоящего времени, по его мнению, является скорейшее внедрение образовательного стандарта по интеллектуальной собственности. Это позволило бы готовить кадры для новой инновационной экономики России, которая  предъявляет спрос на специалистов в области управления ИС, охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности.

 Образовательный стандарт по ИС слишком долго, более 15 лет, находится на рассмотрении в Министерстве образования. За это время в стране сложилась плачевная ситуация с кадрами в сфере ИС. Единственная специальность в этой сфере, которой обучают в российских вузах, – патентовед. Россиянам не хватает знаний: авторы не умеют защитить свои права, правоохранительные органы недостаточно обеспечены экспертами.Как следствие, растет  неправомерное использование интеллектуальной собственности, контрафакт и фальсификат занимают лидирующие  позиции в товарообороте.

Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев в своем выступлении обратил внимание на задачи для новой инновационной экономики России. Эти задачи должны решать высококвалифицированные специалисты новой формации, компетенции которых лежат в междисциплинарной области: юридической (ИС), технической и отраслевой специализации (сельское хозяйство, лесотехническая отрасль, транспорт и т.д.).  В подготовке таких специалистов должны объединить усилия высшие учебные заведения: крупные НИИ, технические вузы и специализированные вузы в области ИС, такие как РГАИС, например. В регионах вузы могли бы начать решать эти проблемы своими силами, но без единой политической воли это невозможно – это задача общегосударственная.

Доклад директора ИМБИП  Е. Л. Богдановой  (Россия, Санкт-Петербург) был посвящен подготовке кадров в сферах ИС, инноватики, технического регулирования и защиты прав потребителя. Основной тезис доклада – инновационное развитие страны невозможно без соответствующего  кадрового обеспечения.

В экономических исследованиях даются различные позитивные прогнозы инновационной активности российских предприятий, темпов роста экспортной доли продукции, прироста ВВП и других показателей экономической активности. В то же время не существует ни одной федеральной программы, закрепляющей соответствующее  кадровое обеспечение этих реформ. Финансирования программ повышения квалификации кадров в государственном масштабе не происходит. Отсутствие специалистов в области ИС катастрофически искажает и меняет те результаты, которые экономика ожидает  от внедрения инновационных процессов.

Где компаниям брать директоров по развитию, по инновациям и где их учить? Какие квалификационные характеристики востребованы работодателями?

Сейчас в российских вузах нет ни одной программы по инноватике.  Инноватика – междисциплинарная область, требующая сочетания разных компетенций.

Ведущие вузы в этой области, такие как РГАИС и ИМБИП НИУ ИТМО, уже разработали не только стандарт, но и квалификационные требования к таким новым специальностям, как, например, директор по инновациям и другим.  Ожидается реакция профильных министерств и ведомств на новые вызовы времени.

Еще один важный аспект: кроме специалистов для инновационного развития компаний малого и среднего бизнеса, необходимо готовить преподавателей вузов, которые могли бы учить специалистов по инноватике. По скромным подсчетам, для удовлетворения растущего спроса  на таких специалистов в масштабе страны необходимо подготовить примерно 1500 преподавателей вузов.

Острую тему затронул вопрос ректора Уральского государственного экономического университета, должно ли каждое специализированное учебное заведение в регионах готовить специалистов по ИС, или же достаточно одного специализированного вуза, такого как РГАИС.

В настоящее время руководство каждого вуза может самостоятельно принять решение о введении таких специальностей, как инноватика и ИС, в зависимости от запросов бизнеса в регионе и включенности  вуза в целевые региональные программы инновационного развития. Это происходит в каждом регионе  по-разному, в разных объемах и направлениях, часто при минимальном бюджете, и развивать их без федеральной компоненты в финансировании очень трудно.

Е.Н. Чурина, председатель экспертного сообщества агентства инновационного развития регионов (Россия, Санкт-Петербург) подробно остановилась на критериях образовательных программ для кадров рынка ИС. По ее мнению, среди множества критериев оценки образовательных программ наиболее важен один: работает ли выпускник по своей специальности по окончании вуза или нет.

С точки зрения введения специальностей по инноватике и интеллектуальной собственности, Е.Н. Чурина считает показательным опыт Кореи, повсеместно внедрившей в вузы  такие дисциплины как ТРИЗ(теория решения изобретательских задач) и интеллектуальная собственность. В результате страна занимает третье место по количеству патентов в мире. Как и все выступающие, В.Н. Чурина отметила, что хотя образовательный стандарт по ИС в России еще не принят, Россия уже опоздала с его принятием минимум на 5 лет – именно столько времени требуется на подготовку специалистов.

Доклад Сергея Кузьмина, завсектором упрощения торговых процедур Отдела торговли Европейской экономической комиссии ООН (Женева, Швейцария) был посвящен роли образования и международного сотрудничества в унификации образовательных проблем и стандартов.

Проблема в том, что содержание преподавания одной и той же специальности в разных вузах существенно отличается.  В итоге – специальность одна, а знания у специалистов разные. Это вызывает недоверие работодателей к российским дипломам, особенно в международных компаниях и за рубежом. Европейская Экономическая комиссия ООН выступает за гармонизацию образования и может, при встречном интересе с российской стороны, разработать  рекомендации по унификации образовательных программ и стандартов в области ИС.

Е.Л. Богданова отметила, что владение общим пакетом знаний особенно важно в таможенной сфере. После вступления России в ВТО это приобрело особую актуальность. Как привести знания специалистов разных стран к общему знаменателю в условиях разных подходов к обучению таможенных специалистов и разного администрирования таможенных служб – эта задача стоит на повестке дня ВТамО, для которой нужно найти быстрое и эффективное решение.

Оптимистичной нотой прозвучало выступление Алины Пекарской,  Sci-Tech Ventures Associates, члена совета директоров Канадской деловой ассоциации в России и Евразии (Торонто, Канада), посвященное перспективам совместных канадско-российских программ по усовершенствованию кадров высшего звена в области управления ИС.

Канада как участник Северного партнерства, в которое входит и Россия, заинтересована в сотрудничестве  с нашей страной и  готова делиться с российскими специалистами знаниями. Школа бизнеса им. Шулиха Йоркского Университета имеет более 20  лет успешного опыта подготовки российских специалистов и готова и в дальнейшем разработать для них специальные программы повышения квалификации в области управления ИС, менеджмента и коммерциализации инноваций, корпоративного управления. Возможны программы сотрудничества в таможенной сфере. Совместные программы могут сочетать как теоретические знания – лекции, семинары, так и практический опыт, поскольку Канада имеет много технологичных производств и развитую сеть технопарков, которые можно посещать российским участникам программ. Эти малые шаги можно предпринять уже сейчас, даже при отсутствии образовательного стандарта по ИС.

Результаты работы секции сформулированы в Резолюции, которую  участники постановили направить в Администрацию Президента РФ, Правительство РФ, Федеральное Собрание РФ, в профильные федеральные органы, а также иные заинтересованные организации.

Источник - сайт ИМБИП


 
Прямая речь
Денис МАНТУРОВ
Защитить национальные рынки возможно только общими усилиями стран ЕАЭС


 
Часто
задаваемые
вопросы
Каким образом защитить себя от некачественной и фальсифицированной продукции?
Какие законы устанавливают ответственность за контрафакт?
Чем контрафакт и фальсификат отличаются друг от друга?
 
Факты
Мировой рынок контрафакта к 2015 году может вырасти до 1,5 трлн долларов. Это практически вдвое больше, чем оценка этого рынка на сегодняшний день, — примерно 860 млрд долларов.
Программное обеспечение, информационные и лицензионные продукты в Интернете, в том числе на CD и DVD дисках, подделываются на 70-80%.
В 2011 году уровень контрафактной продукции в Москве удалось снизить на 49%.
По самым скромным оценкам, оборот контрафактной продукции в России превышает 100 млрд рублей в год.
 
Опрос
Могут ли контрафактные детали в автомобилях, самолетах, иных сложных технических устройствах влиять на их безопасность?


Проголосовало: 845


 
Ваше мнение,
задать вопрос
 
Организаторы
 
наверх