РЕЗОЛЮЦИЯ СЕКЦИИ, ПРИНЯТАЯ ПО ИТОГАМ ФОРУМА "АНТИКОНТРАФАКТ-2012"
АУДИОЗАПИСЬ ЗАСЕДАНИЯ СЕКЦИИ
Скачать ЧАСТЬ1>>> ЧАСТЬ2>>> ЧАСТЬ3>>> ЧАСТЬ4>>>
Руководитель секции: ЛАПИДУС Вадим Аркадьевич Генеральный директор ЗАО «Центр «Приоритет» Академик Международной Академии Качества (IAQ), Почетный Президент Международной гильдии профессионалов качества |
|
Ответственный секретарь секции: ВИНОГРАДОВА Ирина Владимировна Советник Руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) |
Модератор:
Ключевые спикеры:
Проблематика и вопросы, обсужденные в рамках секции
Девиз «Обеление рынка как эффективный способ борьбы с контрафактом»
1.Развитие цивилизованного рынка - ключевой метод борьбы с контрафактом, как явлением, связанным с присвоением авторских прав, несоблюдением контрактов, технических регламентов, стандартов и т.п. Одна из главных задач такого развития - регулирование рынка путем обеспечения потребителей достоверной информацией о происхождении товара, соответствии его тем или иным требованиям в части технических регламентов, стандартов качества и безопасности на основе сертификации продукции, услуг и систем менеджмента.
Эта задача решается институтами, защищающими потребителей от недостоверной и фальсифицированной информации и обеспечивающими безопасность продукции/услуг. К ним относятся:
? оценка и контроль (в том числе, надзорный) качества продукции;
? стандартизация;
? сертификация продукции и систем менеджмента;
? техническое регулирование;
? надзор за соблюдением обязательных требований.
Несомненно деятельность названных институтов выходит за пределы поля борьбы с контрафактом. Тем не менее, от эффективности их функционирования зависит соотношение «белой», «серой» и «черной» долей рынка. Вот почему основная задача, на решение которой должно быть направлено функционирование указанных институтов – последовательное расширение доли рынка, действующего в их рамках, что, в свою очередь, должно приводить к вытеснению контрафакта. В конечном счете, чем прозрачнее и честнее рынок, чем больше на нем продуктов, качество которых известно, тем легче на нем ориентироваться потребителю. И наоборот, низкий уровень решения вопросов в указанных областях создает питательную среду для контрафакта.
2. В деятельности перечисленных выше институтов существует ряд сложностей и проблем, характерных для экономик переходного периода, когда роль государства меняется, а в ряде вопросов, таких как стандартизация, уменьшается. Среди них следует выделить следующие:
a) имеющееся количество стандартов, в целом, недостаточно;
b) существует большой парк устаревших стандартов (изданных еще в советское время);
c) модернизация имеющихся стандартов и разработка новых характеризуется слабой динамикой (в то время как скорость их роста важна для ускорения экономического развития);
d) участие бизнеса, общественных и экспертных структур и рыночных механизмов, их вовлечение в разработку и финансирование стандартов отстает от уровня развитых стран;
e) отсутствуют законодательные основы, устанавливающие понятные и эффективные механизмы разработки и применения стандартов;
f) то же самое относится к техническому регулированию, включая сложности разработки технических регламентов на уровнях Таможенного Союза и других региональных союзов, отсутствие единых подходов к техническому регулированию (в том числе исходных принципов, таких как «презумпция добропорядочности производителя», разрешительный, запретительный или смешанный подход к обязательной сертификации) и другие вопросы;
g) существует неопределенность в процессах аккредитации органов сертификации, отсутствует общественный консенсус в вопросах аккредитации или уполномочивания органов по сертификации.
3. Отдельного рассмотрения требует деятельность по сертификации продукции и систем менеджмента, нуждающаяся в существенном улучшении. В настоящее время в области сертификации возникло явление фальсификации сертификатов соответствия, продажи их без фактических аудитов и проверок, появления большого количества недобросовестных и непрофессиональных органов по сертификации.
В частности, широко известно множество случаев недобросовестной сертификации систем менеджмента на соответствие требованиям стандарта ISO 9000. Сертификаты стали объектом рыночных отношений. Имеется немало организаций, которые фактически продают сертификаты по ценам в десятки раз ниже, чем реальная цена услуг по сертификации.
Борьба с этим явлением должна быть направлена на улучшение работы органов по сертификации, изменение процедур аккредитации, изменению роли потребителей.
4. Особую опасность представляет явление контрафакта в вопросах, связанных с безопасностью таких сложных систем как авиация, самолетостроение, железнодорожный транспорт, автомобилестроение. Защита от контрафакта на корпоративных рынках (B2B) в первую очередь определяется системами контроля качества, сертификации и технического регулирования, развитие которых должно уменьшить риски, связанные с контрафактом.
5. Наконец, внимательного изучения и обсуждения возможности его применения в России требует опыт международных систем по сертификации в автомобильной промышленности, сумевших организовать работу через целевую группу крупных производителей автомобильной промышленности (IATF), с помощью которой удалось существенно ограничить перечни органов по сертификации только теми, которым доверяют представители основных брендов.
Указанные проблемы и пути их решения стали предметом дискуссий и резолюции секции.
Партнер секции:
Открытое акционерное общество «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») |